Вернуться к русскому языку Translate into English Ins Deutsche bersetzen
Версия для слабовидящих
Поиск
666391, Иркутская область, Балаганский район, посёлок Балаганск, ул. Дворянова 15

Наш адрес
+7 904 1106265
Контактный номер

История развития культуры и просвещения в Балаганске до установления советской власти.

Ко времени возникновения Балаганского острога культурный уровень коренного населения был очень низок. Буряты не имели своей письменности до Октябрьской Социалистической революции, до создания национальной автономии. С момента заселения Приангарья русскими появляются грамотные люди, главным образом из казачьей верхушки, воеводы, чиновники. К концу 17 века овладевают русской письменностью отдельные буряты, которые начинают служить при русских воеводах и приказчиках, переводчиками. В провинциях, в частности в Балаганске, грамотность передавалась от грамотных родителей к их потомкам. Способные самообразованием достигли более высокой ступени грамотности. Среди балаганских пашенных людей появились ссыльные, владевшие русской письменностью, которые занимались домашним обучением детей грамоте. Первая школа в Балаганске открылась в 1804 году. Это было приходское училище, которое закрылось через семь лет, т.е. в 1811 году за неимением денег. Вновь начало свою работу это училище в 1818 году и в 1825 году закрылось – не было учителя.Только в 1860 году начинает лучше функционировать Балаганское приходское училище, и открываются училища при других приходах Балаганского уезда.   

      Во второй половине 19 века усиливается тяга к образованию не только в центре уезда – в Балаганске, но и на периферии. Влияние русской культуры вызвало и среди бурятского населения Балаганского уезда большое стремление к образованию. Этому способствовали политические ссыльные. Почти в каждом населенном пункте: в деревне и улусе стали создаваться домашние школы, где учителями были политические ссыльные. Бывали учителями и малограмотные бродяги, но зато дешевые. Развитию просвещения мешало отсутствие педагогов. До 70-х годов в Восточной Сибири не было социального педагогического учебного заведения. Учителями назначались лица, окончившие уездные училища, духовные семинарии, Иркутскую губернскую гимназию или выдержавшие при ней испытания на звание учителя. С возобновлением работы школы в Балаганске начал свою педагогическую деятельность Болдонов Николай Семенович – племянник Якова Александровича, который окончив Иркутскую духовную семинарию и сдав экзамены на звание учителя, прибыл в 1864 году на работу в Балаганское двухклассное училище в качестве учителя.

Болдонов Н.С. свою просветительскую деятельность не ограничил только школой, он вел большую работу среди населения, особенно среди бурятского населения. Он впервые попытался русский алфавит применить в бурятском языке, создать бурятскую письменность. Он перевел ряд русских народных сказок на бурятский язык, используя русский алфавит. Окончили Иркутскую семинарию известные учителя, работавшие в школах Балаганского уезда: Егоров – долгое время работал в Балаганской приходской школе, который пользовался уважением у населения: Хангалов М.Н., работавший в школах бурятского ведомства Балаганского уезда, известный этнограф, археолог, член Восточно-Сибирского географического общества, позднее – Денисенко А.С. активнейший организатор дела народного образования в первые годы Советской власти в Балаганском уезде. Как и везде по окраинам царской России, в пределах Балаганского уезда во второй половине 19 века совершенно не обучались в школах девочки. Интересен первый опыт организации начальной школы для девочек в нашей местности. Староста Зунгарского рода Балаганского ведомства М. М. Ашатуев и его жена Моксон Ашатуева, заручившись одобрением суглана /сходки/, обратились в марте 1867 года к директору народных училищ Иркутской губернии с прошением о разрешении открыть женскую школу. Необходимость открытия этой школы мотивировалось отсутствием в Балаганском ведомстве училища для обучения девочек, и потребностью в развитии грамотности и просвещения, стремлением воспитывать грамотных матерей, от влияния которых зависит развитие грамотности среди детей. Комплект этой школы определился в 30 учениц, из них 12 пансионерок. Эта школа была открыта в 1867 году с комплектом 22 ученицы, из них 12 пансионерок. Позднее был выстроен ряд школьных зданий во многих населенных пунктах Балаганского района и открыты сельские школы: в Багаево, нынешняя Карымская школа, Талькинская – в 1902 году. Затем были за период 1905 – 12 годы открыты Коноваловская, Метляевская, Анучинская и другие сельские школы. В 1903 году в Балаганске была открыта городская высшая начальная школа. Из сказанного выше видно, что школьная сеть значительно увеличивается в первом десятилетии 20 века. Учителя в Балаганском уезде, как везде в царской России, составляли единственную культурную силу на селе.

     Особым уважением у народа пользовались политические ссыльные, которые просветительскую деятельность не ограничивали только школьными занятиями, а ходили в народ. Среди учителей, особенно конца 19 века и начала 20 века были революционные деятели, которые всегда выступали защитниками бедноты. Передовые учителя всегда стояли за трудовой народ, выступали защитниками их прав. Такими были известные учителя Хангалов, Безруких, Аврорская, Киселев, Распопин, Самарин, Борисовский, Денисенко, Подгорбунский и другие, которые многие годы работали в школах Балаганского уезда.

      Немногие счастливчики из балаганских деревень и улусов имели возможность получить образование, духовно обогащаться, так как на территории нынешнего Балаганского района до самого установления советской власти было менее десяти школ. На каждые 5 – 6 населенных пунктов приходилась одна школа.

Таково было состояние просвещения и культуры в нашем районе до установления советской власти.